ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЕДИНОЙ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ЖАС ҰЛАН»
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Республиканское общественное объединение «Единая детско-юношеская организация «ЖасҰлан» (именуемое дальше по тексту – «ЖасҰлан») — единая общественная организация детей и подростков Республики Казахстан, созданная по инициативе Главы государства Н.А. Назарбаева.
1.2. «ЖасҰлан» — организация, формирующая подрастающее поколение в духе казахстанского патриотизма на основе высоких духовно-нравственных ценностей, принципов гуманизма, толерантности и демократизма.
1.3. «ЖасҰлан» осуществляет свою деятельность совместно с творческими, спортивными, общественными, неправительственными организациями и государственными учреждениями.
1.4. В своей деятельности «ЖасҰлан» руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законодательством и иными нормативно-правовыми актами и международными актами, ратифицированными Республикой Казахстан.
2.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ
2.1. Цель «ЖасҰлан»:
— формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, стремления к знаниям и самосовершенствованию; ответственного отношения к делу; сопричастности к истории страны, к настоящему и будущему Независимого Казахстана.
2.2. Задачи «ЖасҰлан»:
— формирование духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения на основе знания истории, культуры, языка народа Казахстана;
— повышение гражданской активности и сознательности детей и подростков;
— стимулирование познавательной деятельности;
— создание позитивных условий для интеллектуального, творческого и социального развития детей и подростков;
— развитие личностных качеств ребенка, направленных на формирование его ответственности и трудолюбия, раскрытие лидерского потенциала и организаторских способностей.
- ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ
3.1. «ЖасҰлан» выполняет следующие функции:
— воспитательную;
— познавательную;
— коммуникативную;
— социальную;
— информационную;
— творческую.
3.2. Принципы деятельности «ЖасҰлан»:
— приоритетность общечеловеческих ценностей и гражданского самосознания;
— добровольность и доступность;
— преемственность поколений, соблюдение традиций «ЖасҰлан»;
— единство взрослых и детей в реализации основных целей и задач организации;
— патриотичность, толерантность и духовно-нравственная направленность деятельности.
- ЧЛЕНСТВО, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ (УТРАТЫ) ЧЛЕНСТВА
4.1. В «ЖасҰлан» действует двухуровневая система членства. Членами старшего звена — «ЖасҰлан» являются учащиеся 5-10 класса, членами младшего звена — «ЖасҚыран», являются учащиеся 1-4 класса, изъявившие добровольное желание стать ее членами, желающие внести свой вклад в развитие «ЖасҰлан».
4.2. Прием осуществляется решением общего собрания первичной организации «ЖасҰлан». Прием проводится 3 раза в год: 1 мая – День единства народа Казахстана, 6 июля – день создания «ЖасҰлан»,16 декабря – День Независимости.
4.3. Для добровольного выхода из «ЖасҰлан» член организации подает письменное заявление на имя руководителя первичной организации «ЖасҰлан».
4.4. К членам организации, нарушившим Положение «ЖасҰлан», применяются следующие меры порицания: обсуждение на общем собрании организации, вынесение замечания, выговор, предупреждение об исключении. Крайняя мера — исключение из организации.
4.5. Вопрос об исключении из организации решается на общем собрании первичной организации. Решение об исключении считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 членов Школьного комитета, и приобретает силу после утверждения.
- ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ «Жас Ұлан»
5.1. Члены «ЖасҰлан» имеют право:
— принимать активное участие в деятельности «ЖасҰлан»;
— избирать и быть избранным в состав органов управления «ЖасҰлан»;
— получать поощрения, награды за успехи и достижения в реализации программы «ЖасҰлан» и за особые личные достижения (грамоты; дипломы; путевки в оздоровительные, летние лагеря; «Золотая Книга «ЖасҰлан» и т.д.);
— обращаться в органы «ЖасҰлан» с заявлениями, просьбами, вопросами, предложениями, инициативами;
— иметь доступ к информации о деятельности организации на всех её уровнях;
5.2. Обязанности членов «ЖасҰлан»:
— уважать государственные символы Республики Казахстан (Флаг, Герб, Гимн), быть патриотом своей страны;
— выполнять основные Положения и решения руководящих органов «ЖасҰлан»;
— признавать и уважать права и интересы других членов «ЖасҰлан»;
— быть примером в учёбе, общественных делах, труде; беречь общественную собственность, быть образцом культурного поведения;
— вести здоровый образ жизни и пропагандировать его среди своих сверстников;
— уважать старшее поколение и заботиться о младших.
- СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ
6.1. К символам относятся: девиз, торжественная песня (гимн), знамя, галстук, значок, эмблема, вымпел.
6.2. Знамя символизирует объединение детей и подростков. Знамя должно быть у республиканской организации и во всех её филиалах (школьных, районных/городских, областных). Знамя представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета размером 200 х 100 см с изображением в центре эмблемы организации. Эмблема наносится вышивкой, красками или матерчатой аппликацией. У древка – вертикальная полоса с национальным орнаментом. Знамя обшивается по краям поля полотнища бахромой золотого цвета — каймой. Знамя закрепляется на древке с помощью трубки (втулки) и служит его украшением. Оно имеет вид копья, выполненное в стиле национального
орнамента. Высота древка знамени с металлической (пластмассовой) втулкой (цвет золота) составляет 2 м 20 см. К нему завязываются шнурки с кистями (золотого цвета). Знамя выносится на торжественных церемониях, парадах,
государственных праздниках. Оно хранится в специальной стойке в зачехленном виде или под прозрачным покрытием у ритуальной стены организации в центре стены комнаты. В особых случаях у знамени может устанавливаться почетный караул из знаменосца и двух ассистентов. Смена караула производится через каждые 10-15 минут. В дальних переходах знамя переносят на плече в зачехленном виде. Форма знаменной группы соответствует элементам формы организации. Обязательными атрибутами являются – ленты (аксельбанты), пилотки, белые перчатки. Цвет лент, пилоток – одного цвета (голубого).
6.3. Галстук – это символ принадлежности к детской организации. Цвет – голубой. Размер галстука 40 х 130 см. На правом краю галстука расположен логотип «ЖасҰлан». Логотип «ЖасҰлан» выполнен в виде круга диаметром 4 см.
6.4. Девиз – символ организации. Он выражает самую главную идею организации.
6.5. Атрибутами «ЖасҰлан» считаются определенные предметы и знаки, которые в яркой и выразительной форме выражают идеи организации такие как: нагрудные знаки, барабан, знаки различия, нагрудные знаки отличия (шевроны).
- СТРУКТУРА
7.1. Основой «ЖасҰлан» является первичная организация «ЖасҰлан».
7.2. Первичные объединения создаются по принципу добровольности в структуре школ.
7.3. Первичной организацией «ЖасҰлан» является Школьный комитет «ЖасҰлан».
7.4. Первичные организации «ЖасҰлан» (далее — Школьный комитет) создаются и действуют по решению Общего собрания Школьного комитета. Решение Общего собрания Школьного комитета считается действительным, если на нем присутствуют лидеры каждого класса, руководители всех направлений деятельности организации.
7.5. Лидер «ЖасҰлан» на всех уровнях называется – «Ұланбасы», который избирается из числа школьников 9-10 классов на Общем собрании путем открытого голосования сроком на один учебный год.
7.6. Исполнительный орган – Школьный комитет возглавляет исполнительный секретарь (из числа педагогов, вожатых, методистов-организаторов), которого утверждает Общее собрание Школьного комитета по согласованию с администрацией школы и районного совета.
7.7. Исполнительный секретарь районного/городского Совета утверждается решением районного/городского Совета по согласованию с районным/городским управлением образования и областным Советом.
7.8. Исполнительный секретарь областного Совета утверждается решением областного Совета по согласованию с областным управлением образования и республиканским Советом.
7.9. В состав районного/городского Совета входят исполнительные директора и «Ұланбасшысы» Школьных комитетов.
7.10. В состав областного Совета входят исполнительные секретари и «Ұланбасшысы» районных/городских Советов.
- РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ
8.1. Высшим совещательным органом является Республиканский Курылтай «ЖасҰлан», который проводится один раз в год.
8.1.1. Созыв, повестка дня, регламент, нормы представительства и порядок избрания делегатов Курылтая устанавливается и объявляется Республиканским Советом не позже, чем за два месяца до ее проведения, кроме чрезвычайных и внеочередных созывов Курылтая.
8.1.2. Чрезвычайный и внеочередной Курылтай созывается по решению Совета по инициативе Председателя Совета или не менее одной трети от общего количества членов Совета.
8.2. Руководящий орган – Республиканский Совет.
8.2.1. Республиканский Совет созывается не реже трех раз в год, в том числе в конце календарного года проводится отчетное заседание Совета. Председатель Совета может созывать внеочередное заседание Совета по своей инициативе или по инициативе не менее 1/3 членов Совета. Решение Совета принимается большинством от общего числа его членов. Порядок проведения Совета и норма голосования определяется членами Совета в начале его работы.
8.2.2. К компетенции Совета относится:
— утверждение Положения о Совете «ЖасҰлан»;
— утверждение бюджета и годовых финансовых отчетов;
— инициатива внесения изменений и дополнений в Устав организации;
— определение основных направлений и программ деятельности организации и представление их Курылтаю «ЖасҰлан»;
— утверждение повестки дня заседания Курылтая«ЖасҰлан»;
— принятие решения о проведении чрезвычайных и внеочередных Курылтаев;
— избрание Председателя Совета сроком на 2 года;
— прием в почетные члены «ЖасҰлан»;
— принятие решения об образовании и упразднении филиалов Объединения, утверждение Положений о филиалах Объединения;
— иные вопросы, связанные с деятельностью «ЖасҰлан».
8.2.3. Состав Совета определяется и избирается из числа делегатов (по 2 с каждой области, г. Астана и Алматы, включая «Ұланбасшысы»).
8.2.4. Срок полномочий Совета – два года.
8.3. Общее руководство деятельностью Совета осуществляет Председатель Совета.
8.3.1. Полномочия Председателя Совета прекращаются досрочно в случае принятия соответствующего решения Курылтая;
8.3.2. Председатель Совета выполняет следующие функции:
— выступает с отчетами на Курылтае;
— выступает с инициативой о проведении чрезвычайного или внеочередного Совета;
— возглавляет заседания и координирует деятельность Совета;
— управляет процессом долгосрочного планирования деятельности «ЖасҰлан»;
— является полномочным представителем «ЖасҰлан» в отношениях с государственными и иными органами и организациями;
— утверждение структуры управления деятельностью организации, штатного расписания и должностных обязанностей по представлению исполнительного директора;
— без доверенности действует от имени Объединения;
8.3.3. Председатель Совета имеет заместителей. Заместители избираются Советом «ЖасҰлан».
8.4. Исполнительным органом является Исполнительный директорат. Возглавляет Исполнительный директорат Исполнительный директор.
8.4.1. Исполнительный директор избирается Республиканским Советом по представлению Председателя.
8.4.2. Исполнительный директор осуществляет оперативное управление деятельностью организации, подотчетен Курылтаю, Совету, Председателю Совета, организует выполнение их решений. Исполнительный директор несет ответственность перед организацией за результаты и законность деятельности.
8.4.3. В компетенцию Исполнительного директора входит:
— материально-техническое обеспечение деятельности организации в пределах ее собственных средств;
— привлечение для осуществления уставной деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств;
— организация проведения очередных и внеочередных заседаний Совета и Курылтая;
— распоряжение имуществом и денежными средствами, согласно утвержденному бюджету;
— решение кадровых вопросов, при этом назначение заместителей и руководителей структур аппарата согласуется с Председателем Совета.
— в отношении работников Объединения издает приказы о назначении их на должность, об их переводе и увольнении; указания, обязательные для исполнения всеми сотрудниками исполнительного директората по вопросам, относящимся к его компетенции; а также нанимать работников на договорной основе;
— определяет систему оплаты труда, решает вопросы премирования, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
— заключает от имени Объединения договоры;
— осуществляет иные полномочия, не отнесенные к исключительной компетенции Курултая делегатов и Совета;
— без доверенности действует от имени организации и представляет ее интересы.
8.4.4. Исполнительный директор имеет право передавать свои полномочия, либо их часть своему заместителю.
8.4.5. В случае невозможности исполнения Исполнительным директором своих обязанностей, его функции временно, до избрания нового директора, переходят к заместителю.
8.4.6. Полномочия Исполнительного директора прекращаются досрочно в случае принятия соответствующего решения Совета.
- МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
9.1.«ЖасҰлан» взаимодействует с международными неправительственными организациями, деятельность которых не противоречит Конвенции о правах ребенка и законодательству Республики Казахстан в сфере воспитания подрастающего поколения.
9.2.«ЖасҰлан» участвует в проектах международных неправительственных организациях, направленных наповышение гражданской активности; создание позитивных условий для интеллектуального, творческого и социального развития детей и подростков.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТА
Глава 1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о деятельности школьного парламента (далее – Положение) определяет цель, задачи, структуру, порядок формирования и организации деятельности, права и обязанности органа школьного самоуправления – школьного парламента.
1.2.Школьный парламенты являются инициативной, самостоятельной, ответственной общественной формой школьного самоуправления, направленного на решение важнейших вопросов детей и молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.
1.3.Орган школьного самоуправления – школьный парламент (далее – Парламент) создается по инициативе школьников организации образования как постоянно действующий координирующий орган для представления интересов обучающихся и действует на основании настоящего Положения.
1.4.Каждый обучающийся имеет право избирать и быть избранным в актив Парламента в соответствии с настоящим Положением.
1.5.Деятельность и решения Парламента направлены и распространяются на всех обучающихся организации образования.
1.6.В своей деятельности Парламент руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «Об образовании», «О государственной молодежной политике», иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящим Положением.
Глава 2. Цель и задачи Парламента
2.1. Цель Парламента: создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи, также возможности для самостоятельного решения обучающимися возникающих проблем.
2.2. Задачи Парламента:
— реализация творческой активности и самодеятельности обучающихся
содействие защите прав и интересов обучающихся, в том числе в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих их интересы
— содействие руководству организации образования в решении образовательных и научных задач, организации досуга и быта обучающихся, пропаганде здорового образа жизни
— содействие организации образования в проводимых мероприятиях в рамках образовательного и воспитательного процесса
— проведение работы, направленной на патриотическое отношение к духу и традициям организации образования, повышение сознательности обучающихся и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имуществу
— информирование обучающихся о деятельности организации образования
участие в формировании общественного мнения о детях и молодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе развития казахстанского общества
— содействие реализации общественно значимых детских и молодежных инициатив.
Глава 3. Функции Школьного парламента
3.1. Представление и защита прав и законных интересов учащихся, разрешение конфликтных ситуаций в пределах своей компетенции.
3.2. Участие в управление внутришкольными отношениями, укрепление связей с другими школьными коллективами
3.3. Контроль соблюдения дисциплины и порядка, выполнение правил внутреннего распорядка, организации свободного времени.
3.4. Планирование и проведение творческих мероприятий.
3.5. Организация работы с младшими школьниками.
3.6. Организация жизнедеятельности общешкольного коллектива на основе взаимодействия коллективов.
Глава 4. Структура Парламента
4.1. Лидером Парламента является президент, избираемый на выборах обучающимися и педагогами организации образования.
4.2. Президент и члены Парламента избираются сроком на один учебный год.
4.3. Парламент состоит из президента, его заместителей, лидеров и членов фракций Парламента.
4.4. В случае необходимости по решению Парламента в его состав дополнительно избираются члены Парламента из числа обучающихся.
4.5. Выборы членов Парламента осуществляются на собраниях классов и групп.
Глава 5. Деятельность Парламента
5.1.Деятельность Парламента в школе координирует заместитель директора по воспитательной работе, организации образования, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Парламент задач и функций.
5.2. Президент Парламента:
— уководит деятельностью Парламента и несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и осуществление им своих функций
— распределяет обязанности между своими заместителями, лидерами фракций и координирует их деятельность
— при выполнении своих обязанностей пользуется правами, предоставленными руководством организации образования.
5.3. Парламент представляет на утверждение руководству Положение о деятельности.
5.4. Парламента организации образования.
Структура Парламента состоит из 8 фракций:
Фракция права и порядка.
Фракция информации и печати.
Фракция спорта и здорового образа жизни.
Фракция счастья и добра (психология).
Фракция заботы волонтерства.
Фракция культуры и искусства.
Фракция дебатного движения.
Фракция экологии и труда.
5.5. Высший орган Парламента – общее собрание лидеров фракций.
5.6. Планирование деятельности Парламента осуществляется на основе плана работы организации образования.
5.7. Президент Парламента участвует в работе всех коллегиальных органов организации образования.
5.8. Парламент взаимодействует с педагогическим коллективом с целью эффективного выполнения задач, стоящих перед организацией образования.
Глава 6. Президент Парламента:
6.1.1. — руководит деятельностью Парламента и несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и осуществление им своих функций.
6.1.2. — распределяет обязанности между своими заместителями, лидерами фракций и координирует их деятельность.
6.1.3. — при выполнении своих обязанностей пользуется правами, предоставленными руководством организации образования.
6.1.4. — участвует в работе всех коллегиальных органов организации образования.
6.2. Парламент представляет на утверждение руководству Положение о деятельности Парламента организации образования.
6.3. Структура Парламента состоит из 8 фракций:
Фракция права и порядка.
Фракция информации (пресс-служба).
Фракция спорта и здорового образа жизни.
Фракция добра и счастья (психология).
Фракция заботы (волонтерство).
Фракция культуры и искусства (музыкальное, художественное творчество).
Фракция дебатного движения.
Фракция экологии и труда.
6.4. Высший орган Парламента – общее собрание лидеров фракций.
6.5. Планирование деятельности Парламента осуществляется на основе плана работы организации образования.
6.6. Парламент осуществляет связь с государственными и неправительственными организациями.
6.7. Парламент взаимодействует с педагогическим коллективом с целью эффективного выполнения задач, стоящих перед организацией образования.
Глава 7. Права и обязанности Парламента
7.1. Парламент имеет право:
7.1.1. Участвовать в разработке и совершенствовании положений, планов работ, затрагивающих интересы обучающихся организации образования.
7.1.2. Участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с нарушениями обучающимися учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка организации образования.
7.1.3. Участвовать в разработке и реализации системы поощрений обучающихся за достижения в разных сферах учебной и вне учебной деятельности.
7.1.4. Представлять интересы ученического коллектива в целом и отдельных его учащихся.
7.1.7. Определять и использовать законные формы протеста для защиты прав и свобод обучающихся.
7.1.6.Принимать участие в работе клубов, создаваемых в организации образования.
7.1.7. Члены школьного парламента имеют право принимать решения по актуальным вопросам посредством равноправного голосования.
7.1.8. Члены школьного парламента могут быль отмечены за добросовестную активную работу с занесением поощрений в личное дело учащегося.
7.2. Парламент обязан:
7.2.1. Во всех сферах деятельности руководствоваться законодательными и нормативными документами, уставом «Жас Ұлан», настоящим полочением, Уставом школы.
7.2.2. Принимать активное участие в учебно-воспитательной работе школы, реализации плана парламента.
7.2.3. Проявлять ответственное отношение к порученной деятельности, оперативно и качественно решать вопросы, относящиеся к их компетенции.
7.2.4. Проводить работу, направленную на повышение сознательности обучающихся и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имуществу организации образования, укрепление учебной дисциплины, повышение гражданского самосознания обучающихся, воспитание чувства долга и ответственности.
7.2.5. Содействовать руководству организации образования в вопросах организации вне учебной деятельности.
7.2.6. Своевременно рассматривать в установленном порядке все заявления и обращения обучающихся, поступающих в Парламент.
7.2.7. Проводить работу в соответствии с Положением и планом деятельности Парламента на учебный год.
7.2.8. Поддерживать социально значимые инициативы обучающихся.
7.2.9. Представлять и защищать интересы обучающихся перед руководством организации образования.
7.2.10. Информировать руководство организации образования о своей деятельности.
Глава 8. Основные принципы деятельности.
8.1. Принцип самостоятельности: вопросы связанные с деятельностью Школьного парламента, решаются его членами.
8.2. Принцип ответственности: каждый член парламента несет ответственность за результаты деятельности перед учащимися и педагогическим коллективом.
8.3. Принцип гласности: все решения парламента доводятся до сведения учащихся.
8.4. Принцип коллективности: любое решение принимается коллективно, с учетом мнения каждого участника.